Эта сложная профессия – водитель...
Жизнь современного человека уже на уровне подсознания давно и прочно ассоциируется с движением. Динамика, скорость, развилки и дороги, как с асфальтобетонным покрытием, так и на жизненном пути. Только успевай маневрировать и покорять новые рубежи. Ведь движение – это жизнь.
Теперь представим себе человека, как правило, уже достойного возраста, живущего не в кипучем, неспящем городе-миллионнике, а в милой сердцу деревушке, где знаком и любим каждый уголок, и интернет до сих пор работает с перебоями. Либо молодого студента, который, скучая по своей малой родине, каждую пятницу спешит на ж/д вокзал с единственной целью: купить билет домой.
Люди, которые не обладают транспортной мобильностью в виде «железного коня» в гараже, автоматически ограничены в свободе передвижения, но им на помощь приходят те, чья работа зачастую недооценена, кто с 5 утра и до позднего вечера сидит за «баранкой» и двигается по определённому маршруту. Чтобы, в том числе, привезти домой уставшего от дороги студента или доставить бабушку до больницы, где приём назначен на раннее утро. И это всё они – ВОДИТЕЛИ!
Сегодня «КВ» хочет рассказать о тех, кто сегодня отмечает свой профессиональный праздник – День работника автомобильного и городского пассажирского транспорта, или, как прижилось в народе, – День водителя. О тех, кто традиционно отметит его в дороге. С небольшой лишь разницей в том, что с утра на планёрке руководитель крепко пожмёт черную от мазута руку и наградит премией к празднику, а дома родные подарят скромный брелок. И только сам водитель обернётся назад, чтобы оценить те долгие сотни километров, которые были пройдены за очередной год.
«КВ» решили немного задаться вопросом: а сложно ли быть водителем? И конечно же, первым этот вопрос прозвучал в адрес директора Коченёвского автотранспортного предприятия (далее – АТП) – Владимира ГАППЕЛЯ.
– Владимир Васильевич, давайте начнём сразу, что называется, с «больных» тем. С какими сложностями вы, как руководитель, сталкиваетесь в своей работе? Чем живёт и что тормозит работу современного автотранспортного предприятия?
– Основная сложность моей работы, да в целом всего предприятия, – это нехватка профессиональных кадров, водителей. Мы используем все возможные источники информирования об открытых в АТП вакансиях. Всё тщетно. За очень долгое время был лишь один звонок. Узнав о размере заработной платы и графике работы, человек больше никак не проявился.
И спугнула, как можно сразу предположить, не заработная плата – у наших водителей она достойная, – а тяжёлый график работы. Не каждый человек способен вставать с первыми лучами солнца и приезжать домой уже в сумерках. Отдых лишь в перерывах между рейсами – не больше. Это действительно сложно, как физически, так и эмоционально.
– А какие пути выхода из сложившейся ситуации вы видите?
– На данный момент – никаких. Шофёрскую работу, а, следовательно, и сам образ жизни, нужно именно избрать. Приняв взвешенное, осознанное решение. Тяжёлый график, короткие праздники, или полное их отсутствие, – всё это реалии жизни водителя. Поэтому просто любить дорогу здесь мало, надо отдавать ей себя полностью.
Такая работа не терпит лени, поэтому наш коллектив, коллектив АТП, – это проверенные годами, погодными условиями и различными ситуациями люди. Те, на которых можно действительно положиться.
– Владимир Васильевич, а в связи со сложившейся ситуацией в мире замечаете ли вы сложности в приобретении запасных деталей, комплектующих. Вообще есть ли на данный момент сложности в обслуживании автопарка АТП?
– Нет. С запчастями сейчас нет проблем абсолютно. Более того, на данный момент у нас на торгах стоит новый автобус. Буквально через 2-3 недели наш автопарк пополнится новой единицей техники. Были замечены скачки цен на топливо. В цене вырос газ, но сейчас всё нормализировалось, и мы работаем в обычном режиме.
– А сколько человек на данный момент насчитывает штат водителей АТП?
– 18 человек на 16 маршрутов. И из них, как правило, 3-4 человека на больничном. Отсюда и такая острая проблема с кадрами. Водителей просто не хватает. Буквально месяц назад на все 16 маршрутов у нас было лишь 11 водителей.
– И как вы справляетесь в таких ситуациях?
– Единственный выход здесь – это полная отмена маршрута. Другого выхода просто нет. Иногда снимаем маршруты с Коченёво и отправляем на переферию. Люди недовольны, конечно, но приходится объяснять, что по посёлку всё же добраться возможностей больше, чем, например, у бабушки из Овчинниково доехать до той же Центральной больницы. Выкручиваемся, одним словом.
– Владимир Васильевич, а насколько часто происходит обновление автопарка АТП?
– Раз в два года. Это связано, в первую очередь, с высокой интенсивностью работы.
– Сегодня требования к работе автотранспортных предприятий ужесточаются, на ваш личный взгляд, или, наоборот, есть чёткий список требований, которому просто следуете?
– Требований становится больше с каждым годом. Ведь, в первую очередь, это вопрос безопасности как детей, так и взрослых. Здесь нет важных или второстепенных задач. Всё важно в равной степени и требует внимания.
– Владимир Васильевич, а какие маршруты сейчас наиболее востребованы в нашем районе и какие, наоборот, приходят в упадок?
– К востребованным можно отнести Поварёнку и Целинный, Кремлёвку. К не очень популярным маршрутам можно отнести Овчинниково и всё, что территориально расположено дальше.
– А есть ли сейчас какие-то нововведения в специфике пассажирских перевозок или оснащении техники?
– Безналичный расчёт – одно из них. Признаться честно, на нашей территории он себя не оправдывал. Пассажиры в большинстве своём люди возрастные, и логично, что им привычнее оплачивать проезд наличными.
Ещё, наверное, к нововведениям можно отнести оснащение автопарка системой видеонаблюдения. Пока официального закона, обязывающего проводить эту работу, нет, но это вопрос времени. Мы стараемся работать на опережение, поэтому уже 5 автобусов АТП оснащены видеокамерами. Работы по установке систем видеонаблюдения ведутся с 2021 года, а к концу 2023-го, мы планируем оснастить автопарк на 70% точно.
– Владимир Васильевич, а как вы и ваш коллектив планируете отметить свой профессиональный праздник, который выпадает в этом году на воскресенье, 30 октября?
– На работе (улыбается). Соберёмся с утра перед рейсом, поздравим друг друга, вручим грамоты – и вновь за «баранку». Кто куда по своим маршрутам. Ведь своего водителя ждут везде, особенно в воскресенье, а они, в свою очередь, стараются не подводить пассажиров. Не замедлять их свободу передвижения, а только поддерживать и помогать, успевать за высокоскоростным темпом современной жизни.
Разговор с Владимиром Васильевичем в очередной раз подтверждает, что профессия водителя – одна из самых сложных и напряжённых из ныне существующих. Любопытен и тот факт, что в течение минуты при управлении автомобилем водитель совершает до 80 различных действий, тогда как не каждый из нас способен выполнить более одного действия в секунду.
Но что же думают сами водители о своей работе? «КВ» не смогли не воспользоваться возможностью и обсудили лично с виновниками торжества то, какими ключевыми качествами, по их мнению, должен обладать представитель их профессии.
Евгений ГЕРЦОГ, 62 года, стаж работы в МУП «Коченёвское АТП» – 9 лет:
– Ключевым в работе водителя считаю чёткое выполнение поставленных задач. Сказано – сделано, и без лишней демагогии. Всё должно быть чётко, как движение по своему ежедневному маршруту.
Александр ПАВЛОВ, стаж работы в МУП «Коченёвское АТП» – 39 лет:
– В работе нравится регулярность движения, но из неё следует высокая степень ответственности. В АТП работаю с 1983 года, с небольшим перерывом. Могу сказать одно: работа тяжёлая. И дело не только в том, что встаёшь в половине пятого утра и домой приезжаешь к десяти часам вечера. Здесь же важна и техника, а если быть конкретнее, – твоё отношение к ней. Она нуждается в уходе, из которого следует безопасность пассажиров.
Ключевым качеством в работе хорошего водителя считаю терпение. Маршруты бывают разные, погодные условия и ситуации, люди, в конце концов. Нужно уметь вовремя сбросить напряжение, не вступая в открытый конфликт с кем-либо.
Александр ПАВЛОВ, стаж работы в МУП «Коченёвское АТП» – 3 года:
– По факту, – я вырос в АТП. С отцом здесь с 7-и лет, он за баранкой, а я рядом. Сейчас за мной уже закреплён собственный автобус, а отец уже выступает больше как наставник.
Иногда работа приносит удовольствие, но бывают и такие моменты, когда устаёшь. Всё же дорога – это рутина. Выверенные маршруты, чёткий график. Не хватает смены действий.
В качестве заключения. Трудно назвать тот пробег, за который водитель сумеет отшлифовать свои навыки. Каждый из водителей сам решает, когда, с высоты пройденных километров, может назвать себя настоящим профессионалом. Но однозначно остаётся то, что «водитель» – это не только профессия, а выбор жизненного пути. И дорога – это то, что остаётся с ними навсегда…
Текст и фото Елены ГУКОВОЙ.