Когда воспитатель не просто профессия, а призвание…

Ежегодно 27 сентября все воспитатели и дошкольные работники не только нашего района, но и всей страны, меняются местами со своими подопечными.

Нет, сотрудники детских садов не начинают массово лепить куличики или вырезать аппликации. В этот день они просто перестают творить сказку, превращаясь из главных героев в благодарных зрителей. И они, это заслужили!

Ведь только задумайтесь, каково это – на протяжении более 30-и, 15-и или 4-х лет воспитывать, любить, вкладывать в подрастающее поколение всё самое лучшее, что есть в человеке. Учить не только верить в сказку, но и создавать её на каждом утреннике, занятии или в процессе игры.

Представили? А вот мы не смогли. Поэтому решили спросить об этом лично у ярких представителей этой профессии нашего района.

Так героями нового выпуска газеты «Коченёвские вести» стали победители районного конкурса «Воспитатель года–2017» Светлана Груздева и «Воспитатель года–2022» Вера Журавлёва.

Выбор редакции был не случаен. Ведь эти замечательные девушки, являются ярким примером профессионализма и любви к своему делу, с разницей лишь в том, что Светлана Васильевна уже почти 40 лет с улыбкой встречает своих воспитанников, а Вера Владимировна пришла в эту профессию недавно, но уже уверенно доказывает то, что любить детей – это не просто часть работы, а образ жизни.

Светлана Груздева, воспитатель МКДОУ № 1 «Сказка».
Светлана Груздева, воспитатель МКДОУ № 1 «Сказка».

– Светлана Васильевна, расскажите пожалуйста, как вы пришли в эту профессию. Это банальное стечение обстоятельств или осознанное решение?

С.В.: – Начнём с того, что я никогда не ходила в детский сад. Ни одного дня. Но всегда была рада понянчиться с младшим братом. Возможно, соседи заметили, что игры с детьми приносят мне удовольствие, не знаю, но ко мне стали всё чаще обращаться с просьбой присмотреть и за их малышами.

Наверное, это и стало моим первым шагом на пути к «своей» профессии. С возрастом пришло понимание, что да, это моё, а дальше было поступление. Кстати, интересная с ним вышла история. После сдачи всех экзаменов я недосчиталась одного балла до заветного поступления.

– Не прошла! – был мой вердикт самой себе.

Это сейчас у меня «за плечами» оконченный спецкласс и четыре года обучения в Новосибирском педагогическом колледже имени Макаренко. Множество курсов, повышений квалификации и т.п., но даже спустя столько лет мне иногда задают вопрос, почему не поехала на зачисление тогда? Ведь никто бы на этот балл не посмотрел. Всё-таки раньше больше ценилось то, как ты общаешься с детьми, чем наличие документа об образовании. Однозначного ответа на этот вопрос у меня до сих пор нет, думаю, в какой-то степени это судьба.

Но вернёмся к поступлению. Решила, попытаю свои силы ещё раз через год. Терять зря столько времени не хотелось, поэтому было решено ехать в РайОНО, с надеждой на то, что примут на работу в детский сад простой нянечкой. Его руководитель Т. М. Тимонина, поговорив со мной, сразу предложила пойти работать воспитателем в новый детский сад «Сказка», там как раз была открыта вакансия.

Сомнений не было. Согласилась с радостью, и тут же начала проходить комиссию. Получив необходимые документы на руки, с рекомендацией от РайОНО, пошла устраиваться на работу в сад. Принимала меня заместитель заведующей, всё прошло без проблем. А спустя почти год работы, меня вызывает к себе в кабинет заведующая, и с порога задаёт «вопрос в лоб»:

– Света, а сколько тебе лет?

– Семнадцать! – ответила я не раздумывая (смеётся).

Оказывается, в таком возрасте человек ещё не несёт ответственности за детей. Меня просто не должны были принимать на должность воспитателя. Но буквально через пару недель мне исполнялось восемнадцать, и эта забавная ситуация как-то сама собой разрешилась.

В день своего совершеннолетия я стала полноправным воспитателем детского сада № 1 «Сказка».

– Светлана Васильевна, а что вы считаете самым сложным в профессии современного воспитателя?

С.В.: – По моему личному мнению, раньше было проще. Конечно, у воспитателей и тогда был календарный план работы, но мы в большей степени занимались именно детьми. Сейчас же на любом современном педагоге лежит большая нагрузка в виде различных отчётов. Да и время такое, что мир постоянно меняется, адаптируется, перестраивается. И мы, педагоги, должны подстраиваться под этот темп. Постоянно самосовершенствоваться, узнавать что-то новое, подпитывать свои знания и оттачивать умения. В этом помогают различные курсы, мастер-классы, вебинары и тому подобное.

С одной стороны, это очень подстёгивает. Заставляет двигаться, учиться, становится лучшей версией себя, но иногда, честно признаться, хочется не сидеть и заполнять очередной отчёт, а просто общаться с детьми. Играть, увлекать, выдумывать. Ведь для этого нам и дано детство, чтобы творить и вытворять!

Груздева С.В. и «её» дети.
Груздева С.В. и «её» дети.

– Вы говорите, что, помимо работы с детьми в течение дня, вы ещё и дома продолжаете заполнять отчёты, прописывать ход занятия и т.п. Это тяжело. Переживали хоть раз «профессиональное выгорание»?

C.В.: – Выгорания как такового не было. Устаю иногда, да. Нагрузка бывает колоссальная: и отчёт подготовить, и ход занятия прописать, а там ещё и очередные курсы ждут твоего внимания. Везде же сроки, и, как правило, сжатые.

Но знаете, несмотря на то что, в этой профессии я уже большую часть жизни, интерес к ней не угас. Привлекать родителей, вызывая тем самым их доверие. Разрабатывать новые проекты, зажигать огонёк детского любопытства, а иногда и восторга в их глазах, всё это мотивирует меня саму. Наверное, именно так и выражается любовь к выбранному делу.

– Светлана Васильевна, а был ли на вашем профессиональном пути человек, который сыграл значимую роль в вашем становлении как специалиста?

С.В: – Да, и даже не один. Свои первые шаги в этой профессии я делала в роли подменного воспитателя. Шефство надо мной взяла Любовь Михайловна Подчасова. Для меня этот человек стал образцом профессионализма.

Как она проводила занятия, как держалась, как умело уводила детей туда, куда нужно. Как учила их играя. Всё это вызывало во мне шквал эмоций. Я смотрела на неё и думала, что у меня так никогда не получится. Просто не смогу!

Чуть позже в моей жизни появился другой профессионал, методист Нина Александровна Рубанова. Практик и теоретик чистой воды. После каждого занятия от неё была конструктивная обратная связь. Не просто «плохо» или «хорошо», а всё подробно, где справилась, а над чем стоит поработать, и т.п. На том жизненном этапе, такая помощь мне была просто необходима.

– Расскажите, пожалуйста, а есть ли у вас какое-нибудь воспоминание, связанное с вашей работой, которое всегда вызывает приятные эмоции или наоборот, омрачает настроение?

С.В.: – Много именно весёлых воспоминаний. Вот, например, когда только начинала работать в саду, нужно было провести гимнастику с ребятишками. Ну я и провела, только так, как помнила ещё по школе: шаг влево, шаг вправо, упал, отжался. После такого «успешного занятия», заведующая с методистом мне сразу сказали «садиться и учить методические рекомендации».

– Светлана Васильевна, а поделитесь, пожалуйста, тем, какие они, современные дети? Ведь за почти 40 лет работы в детском саду вы воспитали и вырастили не одно поколение маленьких непосед. Есть ли разница между выпускником 90-х и 2022 года?

C. В: – Каждый из них индивидуален. Для себя отметила, что сейчас стало больше ребятишек с речевыми дефектами. И ещё: современные ребятишки более изнеженные, залюбленные. Приходя в детский сад, многие из них только здесь узнают, что такое твёрдое «нельзя» или «нет».

Они разные, но, вне зависимости от года рождения ребёнка, ключевым остается одно – их просто нужно любить.

– Светлана Васильевна, мы так много разговариваем о детях, а как же родители. Какие они сейчас?

С. В.: – Родители сейчас другие. У них совсем иные требования. Они через своих детей пытаются реализовать то, что в своё время не развили в себе. Занятость в разнообразных кружках, подготовка ребёнка к школе с самого раннего возраста и т.п. Совершенно логично, что от воспитателя они ждут большего, чем просто поиграть.

Отсюда настороженность и недоверие с их стороны в первый год посещения детского сада. Мы привыкаем друг к другу, знакомимся. Как профессионал, я должна каждый раз завоёвывать доверие родителей.

Раньше мамочки были проще, спокойнее. Они оставляли малыша в саду, работали, забирали его и шли домой. Сейчас же всё немного по-другому, каждая мама интересуется успехами своего рёбенка, знакомится с программами, по которым проходят занятия, и т.п. Индивидуальный подход к каждому – вот одна из основ работы современного воспитателя.

– Почти 40 лет в одной профессии, в одном коллективе и учреждении. Не хотелось ли вам хоть раз сменить обстановку, попробовать себя в чём-то другом?

С. В.: – Это действительно моя профессия. Не перестаю в этом убеждаться из года в год.

Мне очень нравятся сюжетно-ролевые игры с детьми. То мы отправляемся на космическом корабле в далёкие галактики, то мы современные герои. За столько лет работы в кого я только не перевоплощалась! Игровая тема вообще идёт красной линией через весь мой профессиональный путь.

И ещё, добавлю, приятно видеть результаты своей работы. Например, районный конкурс «Воспитатель года–2017». Соглашаясь на участие в нём, меня одолевали сомнения. Думала, что требования слишком высоки. Просто не мой уровень. Но благодаря поддержке коллектива, и, в частности, методиста Н. Н. Осиповой, я не только достойно представила наш детский сад, но и стала победителем конкурса.

Потом был региональный конкурс «Со мной регион успешнее», где я представила свой игровой проект «Полёт в космос». Мы снова одержали победу и выиграли денежный грант. За счёт этих средств были приобретены костюмы космонавтов для ребятишек.

Теперь моя отважная команда юных космонавтов готова открывать и покорять новые галактики хоть каждый день!

Время меняется, появляются новые требования, а такому человеку, как я, который не сидит на месте, это как раз то, что нужно. Профессия держит меня в тонусе. Ну и замечательный коллектив рядом, за столько лет уже «вторая семья», делает мою работу ещё более интересной и живой.

– Светлана Васильевна, и в завершение нашего разговора: какой совет вы можете дать молодым специалистам, тем, кто только избрал этот путь. В чём он, главный секрет хорошего воспитателя?

С. В.: – В эту профессию нужно идти, любя детей. С желанием играть с ними, дарить хорошее настроение.

Понимать, что здесь нельзя оставить «всё на работе». Большинство воспитателей, приходя домой, не сразу погружаются в просмотр любимого сериала, а, чаще всего, начинают подготовку к следующему дню или занятию.

Светлана Васильевна с увлечением играет со своими воспитанниками.
Светлана Васильевна с увлечением играет со своими воспитанниками.

Самое главное: любите детей, уважайте родителей и будьте терпеливыми. И всё у вас обязательно получится! Успехов вам, дорогие коллеги!

Пообщавшись со Светланой Васильевной, сам собой напрашивается вывод о том, что неважно, сколько лет ты в профессии, главное, чтобы она продолжала «зажигать» тебя изнутри.

В её случае так и вышло: любовь к выбранному делу, понимание и поддержка со стороны родителей и коллектива и, конечно же, любовь детей. Создают сказку не только в стенах группы, но и всего детского сада.

Интересно послушать на этот счёт мнение молодого педагога, так ли это на самом деле, или всё же «молодая кровь» меняет подход к воспитанию детей, расставляя свои приоритеты немного иначе.

Журавлёва Вера Владимировна, воспитатель МКДОУ «Малышок»
Журавлёва Вера Владимировна, воспитатель МКДОУ «Малышок»

– Вера Владимировна, давайте познакомимся немного поближе, расскажите, пожалуйста, почему вы выбрали именно профессию воспитателя, а, например, не бухгалтера или архитектора?

В. В.: – Когда я училась в 4-м классе, учитель дал нам задание, ответить на вопрос: кем я стану, когда вырасту? Мой ответ был: воспитателем в детском саду. Почему тогда я ответила именно так, остаётся загадкой.

Ведь любимой сюжетно-ролевой игрой моего детства была школа. Менялись партнёры по игре, место, предметы, но лишь одно было неизменным: я в роли учителя. Чётко помню, что уже с детства у меня было предположение, что я стану учителем начальных классов. Конечно, в разные этапы взросления это мнение менялось. Хотела быть врачом, но эта идея изначально была обречена на провал, потому что боюсь вида крови. Так как я очень творческий человек, хотела попробовать себя в роли художника или дизайнера, но когда пришло время поступать, всё-таки выбрала педагогическое направление, а именно учитель начальных классов.

После окончания педагогического колледжа я переехала в другой район, где встал вопрос трудоустройства. Хоть профессия учитель начальных классов востребована, обойдя несколько местных школ, я ушла не с чем, вакантных мест просто не было.

Я занималась танцами с 1-го по 11 класс, поэтому мне предложили работу хореографа в допобразовании, на что я согласилась. Проработав 1,5 года, я забеременела, и по семейным обстоятельствам мне пришлось снова переезжать. На новом месте попробовала себя, как мне кажется, во всех возможных направлениях педагогики: от вожатого в школе до музыкального руководителя в детском доме.

Но потом жизнь внесла свои коррективы, и нам вновь пришлось переезжать, так я оказалась в р.п. Чик. Снова встал вопрос трудоустройства. Долго не раздумывая, пошла в детский сад «Малышок».

Здесь сошлось всё! Замечательный коллектив, реализация моих творческих умений, прекрасные дети и работа, которая ежедневно приносит мне удовольствие. И так уже 4-й год.

Возвращаясь к основному вопросу, отвечу так: профессия выбрала меня, и, конечно, большую роль сыграло банальное стечение обстоятельств.

– По вашему мнению, что является самым сложным в работе современного педагога?

В. В.: – Как завоевать сердце ребёнка. Воспитатель находится в постоянном поиске новых подходов, методов. Каждый день, каждое занятие должно быть интереснее предыдущего. Увлекая детей за собой, мы завоёвываем их доверие. Педагоги не просто пишут план и выдают его детям, мы учим играя. Наверное, это основная разница между школьным учителем и воспитателем.

Воспитатель должен стать в первую очередь другом для маленького человека. Общаться не с высоты своего возраста или опыта, а на равных.

– Вера Владимировна, а что больше всего вам нравится в вашей работе?

В. В.: – Творчество. Ведь воспитатель не просто приходит на работу, он должен сделать так, чтобы ребёнок не плакал, прощаясь с родителем, а с горящими глазами забегал в группу в ожидании чего-то интересного, волшебного. Благодаря современным пособиям, играм это получается.

Творчество одно из любимых занятий в профессии воспитаель для Веры Владимировны.
Творчество одно из любимых занятий в профессии воспитаель для Веры Владимировны.

Творчество в процессе подготовки к занятиям. Даже на конкурсе «Воспитатель года» я выступала с дидактическим пособием по математике на липучках. Мои ребятишки очень любят такой вид игрового взаимодействия и намного легче усваивают материал. Учатся играя, если коротко.

Нравится примерять на себя разные роли. За четыре года работы в саду за мной уже закрепилась роль Снегурочки. Конечно, я учу сценарий, но утренник – это всегда импровизация!

Возможность делиться своими эмоциями, настроением – это то, что я люблю в своей работе.

– За время работы в детском саду пополнилась ли ваша «копилка» воспоминаний, какими-то событиями, которые всегда вызывают улыбку на вашем лице или, наоборот, расстраивают?

В. В.: – Участие в конкурсе «Воспитатель года» стало для меня очень волнительным событием. Эта подготовка отнимала почти все силы и время. Здесь, конечно, большое спасибо коллективу и лично моему наставнику Надежде Геннадьевне Евсюковой. Поддержка была сумасшедшая.

Ещё в этом году у меня подготовительная группа. Для меня это тоже очень волнительно. Хочется выпустить их хорошо подготовленными и, конечно же, сделать для них праздник. Надеюсь, у меня получится всё задуманное воплотить в жизнь.

– Вера Владимировна, как молодой педагог, какую бы вы дали характеристику современным детям?

Журавлёва В.В. в своём любимом образе Снегурочки.
Журавлёва В.В. в своём любимом образе Снегурочки.

В. В.: – Дети гаджетов. С чем я пытаюсь бороться, в рамках своих полномочий, конечно.

Родителям сейчас проще занять ребёнка телефоном, чем увлечь игрой. Так не должно быть. Во время занятий я это особенно остро чувствую, так как слышу, что дети выражают не свои мысли, а те, что где-то увидели или услышали. Они не хотят учиться думать самостоятельно.

Но даже несмотря на это современные дети не по возрасту умны, развиты. В ближайшем будущем они дадут фору любому из нас. Сужу по своим детям, они усваивают всё моментально.

– Вера Владимировна, а случился ли на вашем профессиональном пути человек, который оказал существенное влияние на ваше становление как специалиста, или вы развиваетесь самостоятельно?

В. В.: – Я расту самостоятельно, но меня на это подталкивают, направляют руководитель и мой наставник Н. Г. Евсюкова. Они не дают расслабиться, остановиться в своём развитии.

Нас всегда куда-то отправляют: мастер-классы, совещания, открытые занятия. Мне лично это приносит удовольствие. Я люблю узнавать что-то новое и развиваться, а, следовательно, и расти в своей профессии.

Разные мысли и взгляды на одну профессию и избранный путь, но есть в них и то, что будет объединять всегда – любовь к детям.

Работа в детском саду — это не только игры, лепка и рисование, это про кропотливый и ежедневный труд, который требует много любви, терпения, сил и полной самоотдачи.

Ведь воспитатель как тот добрый волшебник из любимой детской сказки, который может стать для маленького героя и ласковой мамой, и верным другом, и мудрым наставником в таком увлекательном и интересном мире под названием детский сад.

Текст Елена ГУКОВА

Фото автора и личный архив Журавлёвой В.В..

185 views·1 share