Получение налоговых вычетов
Что такое налоговый вычет?
Согласно Налоговому кодексу РФ налогоплательщики в установленных законом случаях имеют право на получение налоговых вычетов.
Налоговый вычет — это сумма, на которую уменьшается налоговая база, либо возврат части ранее уплаченного налога на доходы физического лица. На данный момент в Российской Федерации по налогу на доходы физических лиц существуют 5 видов налоговых вычетов:
- стандартные налоговые вычеты (в т.ч. вычеты на детей) (ст. 218 НК РФ);
- социальные налоговые вычеты (по расходам на благотворительность, обучение, лечение и приобретение медикаментов, по расходам на негосударственное пенсионное обеспечение, добровольное пенсионное страхование и добровольное страхование жизни, по расходам на накопительную часть трудовой пенсии) (ст. 219 НК РФ);
- инвестиционные налоговые вычеты (при осуществлении операций с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, в результате которых был получен доход, внесении личных денежных средств на свой индивидуальный инвестиционный счет, получении дохода по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете) (ст. 219.1 НК РФ);
- имущественные налоговые вычеты (при продаже имущества, покупке или строительстве жилья или приобретении земельного участка для этих целей) (ст. 220 НК РФ);
- профессиональные налоговые вычеты (ст. 221 НК РФ).
Налоговые вычеты предоставляются при подаче налогоплательщиком налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода. Для каждого вида вычета предусмотрен свой пакет документов, которые нужно предоставить в налоговый орган.
Порядок получения вычета
Для получения вычета по окончании года, налогоплательщику необходимо:
- Заполнить налоговую декларацию (по форме 3-НДФЛ).
2. Получить справку из бухгалтерии по месту работы о суммах начисленных и удержанных налогов за соответствующий год по форме 2-НДФЛ.
3. Подготовить копии необходимых документов.
Оформить налоговый вычет можно:
- обратившись в ИФНС по месту регистрации;
- в личном кабинете налогоплательщика на сайте Федеральной налоговой службы nalog.ru (войти в него можно с помощью учетной записи на портале Госуслуг).
Можно ли получить вычет с больничных?
Налоговый вычет можно получить и с пособия по временной нетрудоспособности. Первые 3 дня болезни из периода нетрудоспособности работника оплачивает работодатель за счет своих средств, остальные дни оплачивает ФСС. По заявлению работника филиал регионального отделения ФСС выдаст ему справку 2-НДФЛ.
Заявление о выдаче справки о начисленных и выплаченных пособиях, выплаченных Фондом социального страхования Российской Федерации в рамках реализации проекта «Прямые выплаты», можно подать одним из перечисленных способов:
- в личном кабинете застрахованного (https://lk.fss.ru/recipient/). Доступ к личному кабинету обеспечивается при наличии логина и пароля к Единому порталу государственных и муниципальных услуг (https://www.gosuslugi.ru/);
- лично, в Филиал Регионального отделения Фонда по месту регистрации страхователя (работодателя);
- по почте, в Филиал Регионального отделения Фонда по месту регистрации страхователя (работодателя).
Облагаются ли декретные НДФЛ?
Пособия по беременности и родам относятся к государственным пособиям, которые не облагаются НДФЛ, следовательно, налоговый вычет по ним не предусмотрен.
Когда можно оформить налоговый вычет?
Подать декларацию в налоговый орган с целью получения вычета налогоплательщик может в любое время в течение года.
«НЕФАЗ» как работодатель ежегодно отчитывается в налоговую инспекцию о суммах начисленных и удержанных налогов своих работников за соответствующий год (не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным). Камеральная проверка налоговых деклараций, которые заводчане подают для получения налогового вычета, не может завершиться раньше, чем «НЕФАЗ» отчитается в налоговую инспекцию. Поэтому заказ справок 2-НДФЛ и подача деклараций 3-НДФЛ в первые недели года на самом деле практически не ускоряет процесс получения налогового вычета. Исходя из опыта прошлых лет, оптимальным временем для начала заказа справок и подачи деклараций является вторая половина февраля.
